Скачать в формате *.doc:




  ПРАВИЛА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


Учащийся имеет право:

  • 1. Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы.
  • 2. Проявлять инициативу.
  • 3. Участвовать во внеклассных и внешкольных делах.
  • 4. Представлять школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях в соответствии со своими умениями и возможностями.
  • 5. Отдыхать в перерывах между уроками.
  • 6. На общественную помощь в необходимых случаях.
  • 7. На заблаговременное уведомление о сроках и объемах письменных контрольных работ и зачетов; в течение одного дня может быть проведена только одна контрольная или зачетная работа, в течение недели - не более трех.



Учащийся обязан:

  • 1. Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, беречь каждую минуту урока, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей.
  • 2. Вести себя в любой ситуации тактично, скромно, корректно, разрешая спорные вопросы в уважительном диалоге.
  • 3. Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать над расширением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных им дополнительных и внеклассных занятиях.
  • 4. Действовать на благо школьного коллектива, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитета.
  • 5. Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о красоте родной речи.
  • 6. Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика. Ежедневный стиль одежды - деловой. Девушки: брючный костюм или пиджак с юбкой. Юноши: костюм, опрятные прически.
  • 7. Проявлять уважение к учителям и к другим работникам школы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления; споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.
  • 8. Придерживаться правил общественного общежития, особенно:
   - проявлять уважение к взрослым и одноклассникам;
   - оказывать сопротивление грубости и вульгарности;
   - уважать свободу и достоинство другого человека;
   - обращаться друг к другу по имени;
   - исправлять причиненный собой вред;
   - не устраивать драки в школе и на её территории.
  • 9. Заботиться о безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей: не курить, не употреблять алкогольных напитков, наркотиков, не приносить в школу и на её территорию огнеопасные вещества и токсичные яды.
  • 10. Заботиться об имени школы, её эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке  территорию школы.
  • 11. В общественные места (столовая, актовый зал) входить без рюкзаков, сумок и верхней одежды.
  • 12. Участвовать в производственном труде и в самообслуживании.
  • 13. Соблюдать правила личной гигиены, быть аккуратным, опрятным. Соблюдать режим дня.
  • 14. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным в обращении с огнём, газом, электронагревательными приборами. Строго соблюдать правила техники безопасности.


ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Какие права связаны с правом на образование?

     Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;

4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-мате­риальной базе;

6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального обра­зования в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;

7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоуст­ройству школы;

9) на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;

10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11) на равные права с другими при поступлении в образо­вательные учреждения следующего уровня;

12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессиональ­ного образования;

13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14) на оставление общеобразовательного учреждения до полу­чения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет, с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управ­ления образованием;

15) на продолжение образования в образовательном учреждении получающих образование в семье при условии положительной ат­тестации и решения родителей, либо лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16)  на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее образовательную программу соответствующего уровня, I при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;                                                                                   

17)  на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его уставом;

18)  на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются уставом и локальными актами образовательного учреждения.


Имеют ли право родители потребовать, чтобы было оценено со­ответствие государственным стандартам качества обучения и пи­тания детей, которые они получают в школе, интернате и т. д. ?

Да, имеют.


Каким образом должна поддерживаться дисциплина в образова­тельном учреждении?

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспи­танников, педагогов. Применение методов физического и психи­ческого насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.


Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, вы­водящая его из душевного равновесия;
  •  постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.


Представим себе, что работник школы или другого образователь­ного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в про­верке, которая проводится по этой жалобе?

Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе хо­датайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представите­ля для проведения дисциплинарного расследования - ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если уче­ники с решением администрации не согласны, они вправе обра­титься за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием, или к специа­листам по охране прав детей.


Имеют ли право ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, имеют, но только во внеучебное время. При этом адми­нистрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведе­нию таких мероприятий, но при двух условиях: во-первых, если вы­борными представителями учеников выполнены условия проведе­ния митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитатель­ному процессу и не нарушают российского законодательства.


С какого возраста дети могут создавать в школе или другом учреж­дении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать дого­вор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.


Как ознакомиться с уставом или правилами внутреннего распо­рядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должно­стных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть доступна (выве­шена на стенде и т. п.) в школе и любом другом учебном учреждении.


Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получе­ния образования. Семейное образование - организация образова­ния в семье силами родителей, родственников, приглашенных пе­дагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обя­занности:

  • заключить договор с образовательным учреждением;
  • определить организационную форму семейного образования;
  • обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
  • подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9-м и 11 -м классах.

Права родителей (законных представителей):

  • ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в обще­образовательное учреждение;


ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

С социалистических времен в общественном сознании россиян застряла много лет внушаемая аксиома: «Нет прав без обязанно­стей». Если говорить о правах человека, такой подход к правам и обязанностям следует признать ложным. Иначе мы рискуем дойти до абсурдных умозаключений. Например, можно будет утверж­дать, что человека, не выполнившего обязанности налогоплатель­щика, можно подвергать пыткам. Права человека ни в коей мере не связаны с его обязанностями.

Подчеркнем, что сказанное выше не касается других прав, не являющихся правами человека. То есть это не касается прав и обя­занностей учащегося, военнослужащего, члена профсоюза и т.п. Например, грубое нарушение обязанностей учащегося в исклю­чительных случаях может повлечь за собой лишение его права учиться в данном учебном заведении (но не права на образова­ние, которое относится к правам человека).

Обязанности, как правило, связаны с ответственностью. Если обязанности не выполняются - наступает ответственность.

Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовер­шеннолетних.

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достиже­ния им 15 лет.
  • Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обя­занность в виде воинского учета и подготовки к военной службе.

В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.

  • По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воин­ского учета и по прибытии на новое место жительства в двухне­дельный срок встать на воинский учет.
  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит не­сение военной службы, он может заменить обязательную воен­ную службу на альтернативную гражданскую службу.
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобре­тать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); пол­ный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кас­теты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
  • Обязанности обучающихся в образовательном процессе опре­деляются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко вре­мени совершения преступления 16-летнего возраста.

С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

  • грабеж,
  • разбой,
  • умышленное убийство,
  • изнасилование,
  • насильственные действия сексуального характера,
  • хулиганство,
  • угон автотранспортного средства,
  • захват заложников,
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
  • хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ,
  • вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

  • в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, а по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
  • в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, со­вершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступле­ния), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения админис­тративного правонарушения.

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правона­рушения, как:

  • приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
  • жестокое обращение с животными,
  • повреждение транспортных средств общего пользования,
  • групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
  • повреждение телефонов-автоматов,
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
  • приобретение самогона и др., - применяются меры, предус­мотренные Положением о комиссиях по делам несовершен­нолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных право­нарушений, как:

  • мелкое хулиганство,
  • нарушение правил дорожного движения,
  • нарушение порядка обращения с оружием,
  • правил пограничного режима и др., - применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился ору­дием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охо­ты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2 месяцев с удер­жанием до 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвали­дам I и II групп административный арест применяться не может.

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возра­сте от 14 до 18 лет - в спецпрофучилище.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ма­териальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имуществен­ную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднок­ратное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исклю­ченного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечива­ющие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия район­ной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Школа занимает важнейшее место в жизни ребенка. Однако имен­но школа представляет собой основную угрозу правам ребенка. Ана­лиз результатов мониторинга правовой культуры участников обра­зовательного процесса образовательных учреждений г. Перми, про­веденного осенью 2001 года, показывает, что учащиеся не знают своих прав, им не знакомы источники, где они зафиксированы. Педагоги также не показали знаний в данной области. Вопрос, ка­ким образом они будут соблюдать права учащихся, если не знают о них, представляется риторическим.

Почему так происходит? Почему школа не дает качественных зна­ний в области прав человека? Не потому ли, что игнорирует полноту прав ребенка? Где нет прав, есть разного рода произвол. В какой мере школа, при вакууме прав, соответствует смыслу образования? Обра­зование направлено на духовное развитие личности. Как будет раз­виваться личность в школе, где игнорируются права ребенка?

Попробуем выделить основные нарушения прав ребенка в школе.

I. игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:

  • неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
  • пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоин­ством обладают только взрослые);
  • представление о ребенке как о пассивном материале, из ко­торого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
  • пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены сла­бые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществ­ляется поддержка ограниченного числа привилегированных»);
  • государственная типовая школа остается основным местом образования;
  • не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бес­платность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство эко­номит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования);
  • распространен авторитарный стиль педагогической дея­тельности (ребенок рассматривается не как равноправный парт­нер, а как объект воспитания).

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство

К их числу относятся:

  • физическое насилие;
  • психологическое, психическое насилие;
  • система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетво­рительное поведение учащихся;
  • выставление отметки за поведение, которая влияет на выве­дение общей отметки по предмету;
  • отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 лет;
  • перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающие человеческое достоинство.

Насилие - любой вид жестокого обращения с детьми, на­рушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию.

Выделяется два вида насилия над детьми - физическое и психи­ческое.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьез­ные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое дли­тельное или постоянное психическое воздействие родителей (опе­кунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формирова­нию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих воз­расту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ре­бенка психическую травму.

Пренебрежение интересами ребенка - это хроническая неспособ­ность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одеж­де, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Психологическое пренебрежение - это последовательная неспо­собность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Нанесение Вреда здоровью ребенка

Проявления:

  • несоответствие расписания нормам валеологии;
  • сверхнормативное увеличение учебного плана; © проведение более двух контрольных, проверочных работ в день; © большие объемы домашних заданий;
  • у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъ­явить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участий в соуправлении учебным заведением

В учебных заведениях порой нет никаких общественных детских, молодежных объединений.

Заметим, что массовые нарушения прав ребенка в образовательном учреждении происходят при отсутствии реальных механизмов защиты, прав ребенка. В школе, как правило, нет системы защиты прав участ­ников образовательного процесса, нормативная база с этой точки зрения не выдерживает никакой критики. В целом в системе образова­ния отсутствуют правозащитные методики и условия интеграции наработанных вне ее методик в систему образования.

Место права на образование в системе основных прав и свобод человека рельефно определено в сборнике «Права человека и обра­зование».


ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Право на образование взаимосвязано со всеми правами человека:

  • с гражданскими и политическими правами на свободу выра­жения своего мнения, мысли, совести, религии, а также полити­ческих убеждений;
  • с социальными правами человека, поскольку оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного об­щества и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходи­мым для того, чтобы стать членом общества;


ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Общепризнанные права человека, закрепленные в меж­дународных и российских нормативно-правовых актах, рас­пространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профес­сиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой кате­гории работников. Конституция Российской Федерации педаго­гическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должно­стях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.

Педагогические работники образовательных учреждений име­ют право:

  • на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопро­вождающаяся получением доходов, рассматривается как предпри­нимательская и подлежит регистрации в соответствии с законо­дательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели суди­мость за определенные преступления (перечень медицинских про­тивопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвер­жден постановлением Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений, за совершение которых запрещена педагогическая деятельность, еще не утвержден);
  • создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учеб­ными заведениями;
  • иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
  • на бесплатное повышение и совершенствование профес­сиональных знаний;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • на участие в управлении образовательным учреждением;
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
  • на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
  • создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
  • на участие в забастовках;
  • на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и усло­вия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения;
  • на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в том числе совместителям;
  • на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
  • на получение пенсии по выслуге лет;
  • на повышение квалификационной категории;
  • на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющих индивидуальный план.

Также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

Должностные обязанности педагогических работников от­ражены в тарифно-квалификационных характеристиках (тре­бованиях) к работникам учреждений образования, а также под­робно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

  • уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения че­ловеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
  • соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
  • осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
  • реализовывать образовательные программы и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
  • способствовать социализации, формированию общей куль­туры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
  • стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
  • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного уч­реждения.

Педагогические работники должны знать:

  • Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам образования;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необхо­димом для решения педагогических, научно-методических, орга­низационно-управленческих задач и специальных дисциплин (пе­дагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигие­на, методика преподавания предмета и воспитательной работы);
  • основы права, научной организации труда;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • программы и учебники, средства обучения и их дидакти­ческие возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Ответственность работников образовательных учреждений.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреж­дений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя, на него могут быть возложены следующие дисципли­нарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, ос­нованиями для увольнения педагогического работника по ини­циативе администрации являются:

  • повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за ис­ключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педаго­гической деятельностью, или при необходимости защиты инте­ресов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществ­лять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.